Древнее и молодое искусство торговли
Рубрики: Услуги
19 Мар 2010Немецкий философ Артур Шопенгауэр когда-то писал, что покупатель и продавец в Европе расходятся ужасно расстроенными после сделки: один несчастлив от того, что купил слишком дорого, а второй остается печален от того, что продал слишком дешево. И лишь в Азии и продавец, и покупатель счастливы: продавец счастливо потирает руки от заработка, превышающего его ожидания, а покупатель улыбается от того, что смог настолько дешево купить товар. Прошло уже почти двести лет, и, похоже, что-то в этой формуле оказалось ошибочным. Люди совершают в день по несколько покупок, при этом и покупатели, и продавцы остаются счастливы – все стали сплошными азиатами. Но мне кажется, что дело все-таки не в этом, а в прогрессе торговли – она стала индустрией счастья. И это непреложный факт. Начиная с «хождения за три моря» на перекладных – с караванами верблюдов и на парусных суденышках и заканчивая реактивными самолетами, отчаянные купцы стараются сделать мир лучше, не забывая при этом и о своих интересах. Чай, соль, пряности, мед, лен, вино, шелк, персидская бирюза, булатные клинки, золотые украшения, греческие амфоры и ароматы вознесены в историю только благодаря торговле. Потребление подобных товаров местного производства не столь привлекательно, так как исчезает таинство их происхождения из неведомой страны.
Даже в суровой России отношение к купцам всегда было сугубо положительным. Человек слова и дела, отважившийся на героическое предприятие – обмен избыточным товаром, бросивший вызов судьбе, отправившись в дальнее странствие, вызывал и вызывает до сих пор глубокое чувство уважения у народа (вспомним Афанасия Никитина с его путешествием в далекую Индию).
К сожалению, в СССР в период превышения спроса над предложением уровень доверия к этой профессии заметно упал. Часто равнодушная к результату или жуликоватая личность, не пойманная ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности, а ныне отдел по борьбе с экономическими преступлениями — ОБЭП), формировала уровень культуры обслуживания с клиентами явно не в лучшую для последних сторону.
И вот в период перехода нашей страны к азам капиталистической торговли имидж продавца в России уже был покрыт толстым-толстым слоем сажи и дегтя, от которого мы, продавцы, вынуждены теперь ежедневно отмываться и восстанавливать престиж профессии.
К счастью для всех, скоро был обнаружен замечательный эффект. Оказалось, что те предприятия, где продавцы-консультанты вернулись к историческому стереотипу о торговых людях, которые никогда не врут и обещают только реальные свойства товаров и услуг, и работают лучше и достигают большего экономического эффекта. Жить честно для современного продавца и стараться для блага людей оказалось выгодно! Профессионализм победил жадность и нежелание трудиться.
А вы знаете, сколько профессий связано с торговлей?
Брэнд-менеджер, логистик, супервайзер, мерчендайзер, криэйтор, промоутер, торговый представитель, продавец-консультант, товаровед, кладовщик, кассир, маркетолог напрямую связаны с продажей различных товаров и услуг. Они работают в первую очередь на вас, а потом уже немножко на себя и на предприятие.
От всей души хочу поздравить своих коллег в магазинах и бутиках, торговых центрах и гипермаркетах, службах доставки, которые вынуждены больше всего работать именно тогда, когда все остальные отдыхают, даже в свой профессиональный праздник, с Днем работников торговли! Ведь мы всем нужны.
Древнее и молодое искусство торговли комментария 2
S
07.04.2010 в 23:03
Хорошо информирована и подготовлена нынешняя молодежь!
…никогда не врут и обещают только реальные свойства товаров и услуг, и работают лучше…
Звучит пророчески, вот с этого момента подробнее, пожалуйста!
Владилен (Афтар)
08.04.2010 в 11:06
Ну может быть я уже и не молодежь, так как уже 13 лет в торговле 🙂
Вы не представляете, насколько утомляет продавца работа над предыдущими ошибками, когда возвращается клиент с желанием вернуть некачественно проданный товар. Это и испорченное настроение продавца, и распуганные покупатели, оказавшиеся свидетелями проявления справедливого гнева.
Был однажды (2003 г.) случай из сюжета А.Дюма про утерянные подвески. Девушка потеряла на вечеринке дорогой телефон, подаренный ей молодым человеком, провела два дня в поисках аналогичного (была редкая цветовая гамма).
Нашла в магазине моего знакомого.
Развязка истории, свидетелем которой я случайно оказался, была, к сожалению, печальной. На новом телефоне оказалась новая прошивка и всплывала другая заставка, в результате на моих глазах девушка, безуспешно пытавшаяся вернуть телефон, в сердцах превратила его в мелкую крошку своими каблуками.
Не знаю, виноваты здесь были продавцы или нет, но такие ошибки приводят к печальным последствиям.
Качественная работа, по моему мнению, происходит не только как проявление гуманизма к окружающим, но и вытекает из чувства собственной безопасности 🙂