В карьере «Старая Линза»
Рубрики: Корпоративная жизнь|Фотогалерея
15 Дек 2009Итак, 18 октября 2009 года состоялось наше очередное путешествие выходного дня. На сей раз мы посетили заброшенный карьер «Старая Линза» – первый тальковый карьер на Шабровском месторождении талька. Это месторождение и фабрика находятся в 27 километрах к югу от города Екатеринбурга.
Шабровское тальково-магнезитовое месторождение считается одним из крупнейших не только на Урале, но и в России. Разработка месторождения кустарными методами началась еще в 80-е годы XIX века. Промышленная разработка месторождения ведется с 1931 года, когда потребовались огнеупоры. Добываемый здесь тальк ценен тем, что состоит из магнезита, который плавится при температуре свыше 1600°С и в то же время легко пилится. Тальк служил огнеупорным материалом на металлургических заводах. Интересен факт использования талькового камня на стоянке древних людей, обнаруженной около озера Карасье, предположительно, для плавки металла.
В 1974 году в связи с изобретением новых технологий в добыче разработка карьера «Старая Линза» была прекращена, а сам карьер – законсервирован. Консервация эта заключается в том, что из него откачивают воду, не давая превратиться в тальковое озеро.
Мы выехали из города по челябинскому тракту, вскоре свернув направо в направлении деревни Большое Седельниково, проехали этот населенный пункт и двинулись дальше до одноименной железнодорожной станции, где дорога, вместо ожидаемого нами переезда, просто резко обрывалась.
Нам пришлось повернуть обратно, но, проехав метров двести назад, наш «зоркий глаз» Алексей увидел небольшой тоннель, проходящий под железнодорожным полотном. Преодолев тоннель, поворачиваем сначала направо, а затем берем левее, на грунтовую дорогу, отсыпанную щебнем.
Двигаясь по этому тракту, мы попадаем в поселок Шабры и, в конце концов, оказываемся у ворот Шабровского талькового комбината.
Перед воротами есть небольшая стоянка, на которой мы и оставили свои машины. Дальше идем пешком по железнодорожным шпалам вдоль забора (влево от ворот комбината). Метров через сто забор заканчивается, и мы входим на территорию предприятия. Народу там ходит много, но охрана, судя по всему, относится к этому вполне лояльно.
На территории осталось много старой, не используемой сегодня техники, глядя на которую, невольно вспоминаются кадры из кинофильма Кин-дза-дза.
Путь от стоянки машин до карьера занимает не более получаса, и это при том, что мы шли с детьми и фотографировались на фоне брошенной техники.
Такая вот табличка висит непосредственно у спуска в карьер, представляющий собой котлован, прорытый почти в монолитной тальковой глыбе, и имеющий глубину около 100 метров, ширину – 250 метров, длину — до 500 метров. Как и следовало ожидать – табличкой русского человека не остановишь.
На дно карьера ведут крутые деревянные лестницы. Взрослому человеку спуститься по ним не составит труда. Сложнее, если с вами маленькие дети. Впрочем, соблюдая предельную осторожность, мы спустились туда, кто посадив ребенка на плечи, а кто – просто взяв на руки.
Напротив лестницы лежит нечто, напоминающее бензопилу, только размером побольше. Это нечто называется бар (англ., bar, здесь — полоса металла, лом) и является рабочим органом баровой (врубочной) машины, которая и резала здесь кирпичики. Этот бар сменил здесь, в свое время, дисковые стальные пилы.
Живописность карьеру придают ступенчатые слоистые стены, местами уже поросшие лесом, увидев которые у одних в памяти всплывает образ египетских пирамид, у других – пирамид майя. В принципе, по этим ступеням можно подняться на самый верх, однако делать этого я бы не стал, да и никому другому не советую. Местами видны крупные обвалы ступеней – надеюсь, они произошли без участия человека.
В свое время в одной из стен карьера пробили водную жилу, в результате чего грунтовые воды низвергаются со стен множеством красивых водопадов.
Вода стекается в небольшое озерцо, откуда откачивается насосами. Кстати, помимо деревянной насосной станции здесь есть и домик сторожа, который присматривает за насосами.
На дне карьера, помимо мегапилы, можно найти и другие следы некогда бурлившей в котловане деятельности.
Отдельно хочется упомянуть о канатной подвесной дороге. На противоположных сторонах карьера стоят башни–пилоны, соединенные тросами – это и есть действующая в далеком прошлом подвесная канатная дорога. Раньше по ней ездили вагонетки, перевозящие тальковый кирпич на обогатительную фабрику.
В день нашего визита народа было не то чтобы много, но на смену уходящим постоянно появлялись новые группы туристов. Если не считать группу молодых людей, которые, забравшись наверх, так и норовили что-нибудь бросить вниз, то никто друг другу не мешал.
В заключение хочется сказать, что карьер «Старая Линза» очень интересное и вполне доступное место для небольшого семейного путешествия.
В карьере «Старая Линза» комментариев 6
Илья Шваков
15.12.2009 в 10:33
Класс! Очень сильно напоминает Half-Life 2 🙂
ОМ
15.12.2009 в 11:16
Ты прав, Сережа, похоже и на Кин-дза-дзу, и на пейзажи в «Зоне» в «Сталкере». Но вместе с тем как красиво там, где нет следов деятельности человека.
Анна
30.12.2009 в 04:51
Действительно, красивое место. Туда всех студентов-горняков на практику гоняют. Можно найти турмалин в тальке в виде звёздочки…прекрасный коллекционный материал. А летом там столько земляники!!!
Дмитрий
02.01.2010 в 23:04
Ну прямо таки декорация для Сталкера 🙂
Настя
18.10.2010 в 19:40
Да вы правы. но знаете как прикольно жить рядом с линзой каждый день ходить туда. Кто хочет туда сходить оброщайтесь провиду не чёрез проходную и быстро.
ирина
10.12.2010 в 23:05
Место просто потрясающее, провела там почти всё лето очень интересно. Дача прям рядом с ней)буквально 5 минут по лесу, а есть и вторая линза затопленная там купаться обалденно дна нет вода очень тёплая, советую))